описание опыта работы

 Опыт работы по теме

Создание условий для познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста на основе системно – деятельностного подхода  или

«Открываем мир вместе» 

Оглавление

  1. Вводная часть
  2. Актуальность опыта работы описание (анализ) системы требований с учетом обоснования темы со ссылками на нормативно-правовую базу, проблемы и противоречия, причины их побудившие, оценка существующих результатов)
  3. Цель и задачи
  4. Ожидаемые результаты
  5. Основная часть
  6. Теоретическое описание модели (понятия, новизна, идеи по изменению существующей модели)
  7. Организация детского экспериментирования:
  8. Этапы развития детского экспериментирования.
  9. Взаимодействия с семьями воспитанников.

5.Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельности.

III. Заключение

1.Выводы по опыту работы.

  1. Информационные источники
  1. Вводная часть

1.Актуальность опыта работы:

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал,

чем больше он знает, и усвоил,

чем большим количеством элементов

действительности он располагает в своём опыте,

тем значительнее и продуктивнее при других

равных условиях будет его творческая,

исследовательская деятельность»,

Лев Семёнович Выгодский.

Дети – природные исследователи окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.

Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Федеральные государственные требования диктуют нам сегодня направление на достижение у дошкольников целей развития познавательных интересов, интеллектуального развития, детской одарённости. Сформировать у выпускников детского сада такие ключевые для сегодняшнего общества качества, как креативность, способность к поиску знаний.

Развивая познавательную активность у детей дошкольного возраста, мы развиваем и детскую любознательность.  Доказывая это, можно опереться на слова Н. Н. Поддъякова: «Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов».

Необходимо включить детей в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов.

Возможно ли организация исследовательской деятельности с детьми  дошкольного возраста?

Думаю,  да! Для  дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.

Деятельность в моей работе реализуется в разных формах:

  • самостоятельная деятельность, которая возникает по инициативе самого ребенка – стихийно;
  • образовательная деятельность – организованная воспитателем;
  • совместная – ребенка и взрослого – на условиях партнерства.

В  дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов.

Экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности: приём пищи, занятие, игра, прогулка, сон, умывание.

Актуальность метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

  1. Цель и задачи опыта работы:

Цель моей работы:

  • создать условия для  развития у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию.

Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:

  • Формировать у детей способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей;
  • Сочетать показ предмета с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т. д.);
  • Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений;
  • Использовать опыт практической деятельности с игровой деятельностью;
  • Развивать у детей мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
  •  Способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи.
  1. Ожидаемые результаты
  • формируется интерес к знаниям;
  • развивается активность, самостоятельность мышления, творческие начала, формируется детская индивидуальность;
  • умение высказывать свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирать способ решения познавательной задачи.
  • умение сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения.
  • испытывать радость, удивление и даже восторг от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у него чувство удовлетворения от проделанной работы.
  1. Основная часть
  2. Теоретическое описание модели

Проанализировав требования примерной основной общеобразовательной программы воспитания и обучения в детском саду , изучив практические и теоретические сведения о детской экспериментаторской деятельности, научно-методическую литературу на эту тему, мною были намечены пути практического осуществления будущей работы.

Основным методом в деятельности по экспериментированию у детей  дошкольного возраста, я выбрала проведение элементарных опытов.

Их новизна и теоретическая значимость в работе заключается:

во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям;

во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения;

в-третьих, в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование (одноразовая посуда, целлофановые пакеты и т.д.).

Опыты я использовала для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами и явлениями.

Согласно методическим рекомендациям по проведению опытов с детьми  дошкольного возраста, опыт – наблюдение, проводимое в специально организованных условиях. Оно предполагает активное воздействие на предмет или явление, их преобразование в соответствии с поставленной задачей. В этом преобразовании дети принимают активное участие. Опыт используется как способ решения познавательной задачи. Задача выдвигается воспитателем. Она должна быть очень ясно и четко сформулирована. Решение познавательной задачи требует специального поиска: анализа, соотнесения известных и неизвестных данных.

Опыт может проходить как длительное сравнительное или как кратковременное наблюдение.

Если задача решается в процессе кратковременного наблюдения, обсуждение результатов опыта проводится сразу: анализируются условия протекания опыта, сравниваются результаты, делаются выводы. В ходе опыта длительного характера воспитатель поддерживает интерес детей к наблюдению происходящих изменений, возвращает их к осознанию того, зачем был поставлен опыт. Все происходящие изменения в ходе наблюдений совместно с детьми фиксировали в дневниках наблюдений.

Заключительным моментом опыта является  самостоятельно формулирование выводов на основе полученных результатов.

Опыты можно проводить как отдельный вид деятельности, так и как игра или часть организованной деятельности. Так же опытнической деятельностью можно заниматься в процессе режимных моментов и использовать на прогулке как часть наблюдения.

Количество проводимых опытов может варьироваться от одного в неделю до двух в месяц на усмотрение воспитателя и с учетом индивидуальных особенностей детей.

Длительность проведения опытов четко не регламентируется. Это зависит от формы организации опыта.

В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи.

Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

На первом этапе мною была проведена диагностика на определение уровня познавательной активности у детей.

На втором этапе мною было разработано перспективное планирование экспериментальной деятельности на учебный год на основе тематического плана данной возрастной группы с постепенным усложнением познавательных задач.

Также проводилась работа по созданию предметно – пространственной развивающей среды в группе: оборудование для проведения опытов и экспериментов. В нашей группе я оборудовала уголок экспериментирования, чтобы дети в любое время в свободной деятельности могли удовлетворить свои исследовательские интересы.

Наш уголок постоянно пополняется новыми материалами в соответствии с возрастом детей и их интересами.

В содержание уголка входит: центр “песка и воды”, разнообразные сосуды, природный и бросовый материал, разные виды бумаги, увеличительные стекла, магниты, пипетки, колбы, мерные ложки и стаканчики и т.д. различные крупы, соль, сахар, свечи, совочки, мерные стаканчики. Не все материалы находятся там одновременно.

Для развития творческой исследовательской активности в процессе детского экспериментирования я постоянно пополняю наш уголок. Предоставляемые в распоряжение детей новые предметы (например, сетки, полоски резины, куски гофрированного картона и т.д.) толкают их на экспериментирование с использованием этих материалов. Тем самым сохраняется интерес детей к данной деятельности и развивается любознательность.

2 Организация детского экспериментирования.

Согласно тематическому плану был разработан цикл совместной организованной деятельности «Любознательные малыши» и картотека опытов, игры по экспериментированию.

Систему работы выстроила из взаимосвязи трех основных блоков.

  • Образовательная деятельность, как специально организованная форма обучения.
  • Совместная деятельность педагога и детей.
  • Самостоятельная деятельность детей.

Образовательную деятельность построила на принципах развивающего обучения и направлена она на развитие личности в целом (умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира), а также на совершенствование речи дошкольников, их мышление, творческих способностей.

Тема: «Вода»

Экспериментируя с водой, согласно тематическому плану. С помощью предметно-манипулятивной деятельности и в режимных моментах дети убедились в том, что водой можно умываться, опускать в нее и вылавливать различные предметы; что вода может литься, а может брызгать; что предметы станут чище, если помыть их водой; что вода не имеет вкуса.

Дети получили представления о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда; что вода не имеет цвета, но ее можно покрасить; что вода может быть теплой и холодной.

С помощью дидактических игр «Чистые ручки» и «Помощники» дети узнавали о том, что руки и предметы станут чище, если их помыть водой.

Совместно с детьми мы провели опыты с целью получить представления о том, что вода прозрачная; что прозрачная вода может стать мутной; что некоторые вещества в воде растворяются; что некоторые вещества, растворяясь, могут передавать воде свой вкус; что вода может превращаться в лед, что лед может превращаться в воду.

Наблюдая на прогулке, дети получили элементарные представление о процессе испарения и процессе конденсации воды. А при проведении развлечения «У куклы Кати день рождения» дети убедились в том, что влажные салфетки высыхают быстрее на солнце, чем в тени.

Тема: «Песок»

Знакомясь с данной темой, проводились различные эксперименты с песком. На организованной совместной деятельности «Испечем угощение» дети пробовали слепить «угощение» из сухого и мокрого песка руками и с помощью формочек. В конце занятия мы с детьми подвели итог – мокрый песок принимает любую нужную форму.

С помощью дидактической игры «Следы», дети убедились, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.

А при проведении опыта с песком детям было предложено пропустить через ситечко мокрый песок, а затем сухой – малыши пришли к выводу, что сухой песок может сыпаться.

Помимо этого мы с детьми проводили наблюдения в природе на прогулке, где было выявлено, что песок – это множество песчинок.

Тема: «Воздух»

С помощью предметно-манипулятивной деятельности и в режимных моментах дети получали представления о том, что воздух легче воды.

При проведении дидактической игры «Поймаем воздух» дети «ловили» воздух в полиэтиленовые пакеты и убедились в том, что воздух не виден, но он есть. В игре «Буря в стакане» малыши дули через соломинку в стакан с водой и увидели, что вода вымещает воздух. Играя в игру «Мой веселый звонкий мяч» дети узнали, что мячик прыгает высоко, потому что в нём много воздуха.

На организованной совместной деятельности «Лодочка плыви», дети убедились, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха. А на прогулке, наблюдая за травой и листвой, нами было выявлено, что ветер – это движение воздуха.

Так же мы провели несколько опытов. В одном из них дети опускали перевернутый прозрачный стакан в таз с водой и видели, что воздух не пропускает воду.

Тема: «Камни»

На организованной совместной деятельности «Легкий-тяжелый» и «Какой формы камень?», дети получили представления о том, что камни бывают тяжелые и легкие, и что камни имеют различную форму.

На организованной совместной деятельности «Галка» дети выяснил, что камни тонут в стакане с водой и поэтому вода поднимается выше.

Когда дети сравнивали два камня взятых с улицы и с батареи (зимой), то пришли к выводу, что камни могут быть холодными и теплыми. А когда сжимали в руках камень и комок ваты – что камни твердые.

Тема: «Бумага»

При помощи опытов дети узнали, что бумага легкая: ее можно сдуть с ладони, и она не тонет в воде в отличие от камней; что бумага может быть тонкой и толстой и она может рваться: салфетку очень легко смять и порвать в отличие от плотного картона.

Дети с удовольствием переливают воду из одной посуды в другую, проверяют тонут или плавают игрушки, пускают кораблики. Я помогла детям разнообразить игры с водой: подкрашивала ее пищевыми красителями , делала пену, вместе с детьми пускали мыльные пузыри. Детям интересно пересыпать фасоль или горох в миску, насыпать ложкой в чашку крупу.  Игры –экспериментирования способствуют сенсорному развитию детей, расширяют и углубляют представления детей о свойствах и качествах природных материалов. Дети узнали, что играть лучше с влажным песком а сухой рассыпается; что вода льётся, проливается; в воде тонут камешки, а деревянные лодочки плавают; лёд скользкий, холодный.

Использую игры на познание и классификацию объектов окружающего мира, понимание единства всех его составляющих законов его развития:

– «Природный мир бывает разным», «Кто, где живет», «Летает, плавает, бегает», «Малыш – следопыт», «Мир растений», «Живая природа», «Животные и птицы: как говорят, что едят», «Мамы и малыши».

Игры на развитие чувственного восприятия:

– «Мир звуков», «Умные пальчики», «Живая природа», «Найди пару», «Мое первое лото», «Фрукты и овощи».

Игры способствующие формированию основ экологического самосознания:

– «Хорошо – плохо», «Что будет, если», «Береги природу».

Серия развивающих игр на магнитах:

– «Ферма», «В лесу», «Времена года – оденемся на прогулку».

Настольный материал:

– «Птицы», «Домашние животные», «Дикие животные».

Игровой материал развивающего характера, используемый в ходе работы, постоянно варьировался, усложнялся.

Большое значение придаю проведению наблюдений на прогулке. Эта работа не только развивает наблюдательность детей, но и побуждает их делать выводы о тех или иных явлениях, происходящих в живой и неживой природе.

Организуя такие игры, побуждала детей к обследованию, сравнению, установлению связей и зависимостей. Такие игры доставляют детям радость,

удовольствие, именно такие игры приобретают опыт поисковых действий и установление причинно-следственных связей.

Использование элементарных опытов и исследований в работе с детьми  дошкольного возраста помогли сделать деятельность детей при формировании целостной картины мира действительно более интересной и разнообразной.

Проводила разные игры – экспериментирования с песком, глиной, водой, снегом, камешками. Организуя игры, детей побуждаю к обследованию, сравнению, установлению связей и зависимостей. Именно в играх дети приобретают опыт поисковых действий.

Мнемотаблицы

– которые показывают что нужно и что нельзя делать при проведении опытов.

Схемы –картинки

– на которых схематично нарисовано описание опытов.

Игры, пособия, модели, книги которые использовала на занятии и в совместной деятельности доступны детям, и находятся в их свободном пользовании.

В своей работе использую следующие правила:

  • не заставлять ребенка играть, а создать условия для возникновения интереса к игре.
  • не сдерживать двигательную активность детей.
  • хвалить ребенка за успехи.

В настоящее время я использую проектную деятельность по развитию деятельности – экспериментирование, благодаря которой происходит связь детского экспериментирования с другими видами детской деятельности, у детей формируется целостное представление о мире.

Одними из требований к содержанию разрабатываемых мною совместной деятельности является их ориентация на интересы и потребности детей, связь с жизненным опытом ребенка, учет возрастных и индивидуальных особенностей, субъект – субъектные отношения, создание проблемного поля, активная деятельность детей и мотивации деятельности.

Специально организованные  по экспериментированию образовательная деятельность, я провожу на основе пособий к программе «Детство»: Марудовой Е.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование», Новиковской О.А. «Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников»

В соответствии с процессом развития деятельности экспериментирования в своей практике и при составлении конспектов я выдвигаю следующие цели:

  • развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, через создание проблемных ситуаций;
  • подводить детей к формулировке проблемы, анализу ситуаций;
  • развивать умения планировать свою деятельность, сравнивать и делать выводы;
  • развивать коммуникативные навыки;
  • помогать накоплению и расширению конкретных представлений у детей о свойствах различных объектов неживой природы;
  • способствовать развитию умения обследовать предметы и явления с разных сторон.

Образовательная деятельность проводится с небольшими подгруппами , что обеспечивает наибольшую познавательную и творческую активность каждого воспитанника, возможность установления обратной связи и учета продвижения каждого ребенка.

Для поддержания интереса к экспериментированию задания детям, проблемные ситуации даются мною от имени разных героев. Детям интересно  передать свой опыт и чувствовать свою значительность, что укрепляет в ребенке позицию «взрослого». Интересно было наблюдать, как дети  рассказывают , как правильно посадить лук, или что может утонуть, а что не тонет.

Процесс развития детского экспериментирования не ограничивается лишь одними занятиями. В свободной деятельности детей используются упражнения и проблемные ситуации, затрагивающие разнообразные объекты природы, или же я подключаюсь к уже возникшей деятельности детей, замысел которой часто возникает, как сиюминутное желание действовать с чем-то, делать что-то.

Так на участке, замечаем, что из тёмного песка лепятся куличики, а из светлого – нет. Почему? Пробуем полить водой светлый песок, и убеждаемся, что он становится тёмным, сырым, а значит из такого песка теперь будут лепиться куличики. Пришли к выводу: что если песок полить водой – он становится сырым, и из него мы можем лепить любые постройки. Продолжаем прогулку. Так эксперимент прошел незаметно для детей.

По окончании серий занятий, для закрепления знаний нами организуются праздники и развлечения: «Игра в снежки»; «Путешествие в волшебную страну Воды и др.

3.Этапы развития детское экспериментирование.

С помощью игровых персонажей предлагаются детям простейшие проблемные ситуации: Утонет ли резиновый мяч? Как спрятать от лисы колечко в воде? Почему нельзя есть снег?

В группе дети осваивают действия по переливанию, пересыпанию различных материалов и веществ. Знакомятся со свойствами некоторых материалов и объектов неживой природы: воды; солнечных лучей; льда; снега; стекла. Узнают об источниках света, о том, что если светить на предмет, то появится тень; о том, что разные предметы и животные издают разные звуки; и др. Мы проводим следующие эксперименты: «Лепим куличики» где дети получают представления о том, что из влажного песка можно лепить. “Можно ли пить из лужицы” знакомим детей с тем, что вода бывает чистой и грязной, «Волшебное стекло» (свойство лупы). Знакомим с тем, что если светить на предмет, то появится тень. «Разноцветная вода». Даю представление о том, что лед – это замороженная вода и др.

В этом возрасте в экспериментировании вместе с детьми ставим цель опыта, и вместе с детьми осуществляю необходимые действия. Выступая, как партнер, выясняю с детьми, как спрятать колечко в стакане с водой, что для этого необходимо, уточняю. Затем проверяем предложенные детьми все способы решения проблемы. Далее планируем свою деятельность: например: обернем стакан бумагой, но ее нет, тогда подкрасим воду красками. Выясняем, какого цвета краска подходит лучше, что бы спрятать колечко. В процессе деятельности обсуждаем производимые действия и то, что происходит.

Затем совместно делаем выводы: Вода была без цвета, а потом стала цветная, разноцветная, вода может поменять цвет. Вода была прозрачной, а стала непрозрачной.

На этом этапе идет практическое освоение детьми свойств и качеств различных материалов, дети активно участвуют в исследовании и преобразовании различных проблемных ситуаций.

В своей практике я использую следующие проблемные ситуации: “Волшебная вода”, “Наловим киске рыбки?”, “Тонет – не тонет?”, “Где игрушки?”, “Поймай солнышко”, «Откопаем клад? и др.

Так же вместе с детьми в ходе совместной деятельности формируем вопросы, выделяем последовательность действий, отражать  в речи при ответе на вопросы типа: что мы делали? что мы получили? После каждого эксперимента я приучаю детей к самостоятельности при уборке рабочего места.

В процессе экспериментирования я прививаю детям навыки межличностного общения и сотрудничества: учимся слушать друг друга, договариваться, предлагаю более активным детям помочь застенчивым.

В итоге: дети активно участвуют в предложенных экспериментах, охотно самостоятельно действуют с предметами, выявляя их особенности. Они проявляют желание экспериментировать дома: исследовать различные предметы быта, их действие, что выясняется в беседах с родителями и детьми.

Наша экспериментальная деятельность не заканчивается в группе. На участке, во время прогулки, мы также экспериментируем, создаём друг другу сюрпризные моменты, как я детям, так и дети мне. Ну а дома с родителями наши воспитанники тоже пытаются экспериментировать, и это у них отлично получается!

4.Взаимодействие с семьями воспитанников по развитию детского экспериментирования.

Чтобы повысить педагогическую грамотность родителей мною проводятся консультации и семинары по исследовательской деятельности дошкольников. Для поддержания интереса у детей к экспериментированию я рекомендую родителям создать дома уголки экспериментирования. Для этого постоянно обновляю наглядную информацию по проведению исследовательской деятельности. Привлекаю родителей к оформлению уголка экспериментирования в группе. После проведения собраний, консультаций родители вместе с детьми стали проводить опыты дома.

Взаимодействие с родителями, увеличило их интерес к исследовательской деятельности своего ребенка. Родители охотнее обращаются за помощью к воспитателям, делятся своими впечатлениями.

Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельности

Контрольно-оценочный блок

Высказывания детей стали более точными, разнообразными, интересными.

У детей повысился уровень познавательного интереса, обогатился кругозор познанием мира природы. Дети научились видеть вокруг себя интересное в природе, наблюдать за растениями и животными, делать простейшие умозаключения, различать живые и неживые объекты природы, понимать их взаимосвязь. Это дает нам полагать, что такая система развивающего обучения способствует повышению уровня интеллектуально-познавательного развития детей и их умственного развития в целом.

Анализ результатов диагностики показал, что у детей заметно повысился уровень познавательного интереса.

Итоги диагностических срезов представлены следующим образом за последний год.

Этапы работы уровень знаний по группе %
Сентябрь – 2021 год 49 %
Май – 2022 год 98 %

Сравнивая результатов выявленных в процессе работы срезов, можно судить о том, что познавательный интерес возрос, знания во многом расширились, углубились, систематизировались.

Я уверенна, что знания, умения, навыки поисковой деятельности, полученные, нашими воспитанниками будут, полезны в дальнейшей жизни.

В процессе детского экспериментирования дети умею:

  • видеть и выделять проблему;
  • принимать и ставить цель;
  • решать проблемы: анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент;
  • делать выводы;
  • фиксировать этапы действий и результаты графически.

Любая деятельность зависит от отношения к ней субъекта. Таким образом, важно уметь оценить отношение детей к деятельности экспериментирования. Отношение мы оцениваем по предпочтению к виду деятельности и по степени проявления познавательного интереса, активности участия в обсуждении и процессе деятельности.

III. Заключение

1.Выводы по опыту работы

Подводя итоги  развития детей в конце учебного года, отметила, что дети стали более любознательными, активными расширился их словарный запас, восприимчивость к явлениям и объектам окружающего мира, начальное представление о физических свойствах жидких и твердых телах. Все это явилось предпосылками для восприятия естественнонаучных представлений.

Таким образом, систематическая, специально организованная работа по экспериментированию как средству познавательного развития  дошкольников позволила качественно изменить уровень знаний детей об окружающей действительности и явлениях природы.

Источники:

  1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников, ТЦ «Сфера» Москва 2019.
  2. Идом Х., Вудворд К. Домашняя лаборатория. Опыты с водой, магнитами, светом, зеркалами, М.,2014.
  3. Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование, С-П, Детство-Пресс, 2020
  4. Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников, С-П, Детство-Пресс, 2021.
  5. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. – М.: АРКТИ, 2010.
  6. Федосеева М.А. Занятия по развитию эмоциональной и познавательной сферы средствами песочной терапии для детей 3-7 лет, Волгоград, 2020.
  7. Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание, 2007.№6. С.13-16.
  8. Карасёвой М.В., воспитателя МДОУ №2 г. Мичуринска Статья «Организация исследовательской деятельности в ДОУ»
  9. Материалы интернет-ресурсов

http://www.mon.gov.rucайт Министерства образования и науки РФ

http://samregion.edu.rucайт Министерства образования и науки Самарской области

СанПиН 2.4.1.1249-03 (2.4.1. Гигиена детей и подростков, Детские дошкольные учреждения. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству. Содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений).

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.4.1.2660-10. ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 22 июля 2010 г. N 91

Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. (Приказ № 2151 Министерства образования и науки Российской федерации от 20 июля 2011 г. Зарегистрировано в Минюсте: Регистрационный №  22303  от 14 ноября 2011)

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.

  • “Все фото и видеоматериалы с участием детей размещены на сайте с согласия родителей(законных представителей)”